Франшиза еще перевернет мир строительства

01.09.2007

Говорят, бесконечно долго человек может смотреть только на три вещи: на огонь, льющуюся воду и на то, как другой человек работает. Девелоперская Корпорация «СХолдинг» – первая и на сегодняшний день единственная российская строительная компания, рискнувшая торговать необычным для России продуктом - франшизой.

Язык франчайзинга понятен каждому

На профессиональном сленге международного бизнеса франчайзинг – форма длительного коммерческого сотрудничества, в рамках которого одна компания или франчайзор передает права на продажу своих товаров и услуг, использование своей торговой марки, ноу-хау, деловой репутации или маркетинговых технологий другой фирме или франчайзи.

Франчайзинг, а это слово происходит от французского franchir – «освобождать», зародился, как утверждают летописцы мирового бизнеса, в середине XIX века. По одной версии франшизу изобрели немецкие пивовары, позволяя тавернам торговать своим пивом на эксклюзивных правах. По другой легенде, концепцию франчайзинга придумали хозяева американской компании «Зингер». Дело в том, что создание собственной торговой сети требовало больших затрат, и предприниматели решили сэкономить, передав права на продажу и обслуживание техники независимым продавцам. Так стала работать франшиза. Затем эту стратегию взяли на вооружение другие компании, многие из которых превратились в последствии в известные всему миру транснациональные корпорации – Royal Dutch/Shell Group, General Motors, McDonald,s, Coca Cola. По мнению экспертов, франчайзинг ускорил развитие мировой экономики. Он активно сегодня применятся на Западе в гостиничном, туристическом, ресторанном бизнесе, а также в строительстве.

В России же первым опробовал франчайзинг в сфере услуг бизнесмен Владимир Довгань, открыв в начале 90-х годов прошлого века первые франчайзинговые кафе «Дока-Пицца». Ему удалось тогда создать внушительную сеть предприятий, однако его бизнес подорвали недобросовестные партнеры, которые часто нарушали технологические стандарты, что и пагубно отразилось на качестве продукции. Впрочем, последователи Довганя учли его ошибки и сумели адаптировать франчайзинговые технологии к непредсказуемым российским реалиям.

Новый прорыв в домостроении

Прийти на рынок, взглянуть на него по-новому и внести в него неведомое до сих пор – неповторимая особенность первопроходца в бизнесе. Первой в России осознала привлекательность строительного рынка для развития франчайзинговых структур в 2005 году Корпорация «СХолдинг». «Мы выиграли тендер на право строительства в районе Северное Бутово около 140 тыс. кв. м жилья, - рассказывает в беседе с вашим корреспондентом генеральный директор девелоперской корпорации S.Holding Игорь Романов. – И совместно с ЦНИИЭП жилища создали собственную серию С222 на основе серии 111-М. Авторским коллективом руководил директор ГУПа МНИИТЭП Юрий Пантелеймонович Григорьев. В создании новых проектов мы руководствовались не философией застройщиков «как бы побыстрее продать», а собственной девелоперской философией - «продать именно комфортное жилье». В наших сериях резко изменилось все, изменились фасады домов – они стали кирпичными, изменилась внутренняя планировка и инженерная начинка дома».

В скором времени компанией была разработана новая серия - С220.

В 2007 - 08 годах в Москве по франчайзинговой технологии, по словам генерального директора S.Holding Игоря Романова, будет построено порядка 500 тыс.кв. метров жилья – домов серий С220 и С222. Все здания будут возведены за счет средств городского бюджета. Сегодня в результате конкурсов уже определен пул компаний, которые выступят в качестве генеральных подрядчиков в 2007 году. Среди них – «МСМ-5», «Мосводоканалстрой Дирекция», «Ремстройтрест», «СМУ-10 Объем», «Соцкультбыт комплект». «МСМ-5» выразила готовность наладить собственное производство домов серии С220 и приобрела у корпорации шесть кассетных установок для изготовления железобетонных изделий: панелей перекрытий и внутренних стен. Учитывая производственную мощность одной кассеты – 20-30 тыс. кв. метров железобетонных изделий в год, «ДСК «МСМ-5» будет возводить 100 тыс. кв. метров в год общего объема серии С220.

Успех компании на московском рынке, считают эксперты, заключается в ее политике прозрачности строительного бизнеса. Поэтому понятно, почему до этого все попытки запустить что-то схожее на франчайзинговые схемы на рынке недвижимости проваливались уже на стадии озвучивания самой идеи. «Суть франчайзинговой технологии проста, - говорит Игорь Романов. – Мы предлагаем властям и администрации города заключить инвестиционное соглашение, в рамках которого «СХолдинг» обязуется подготовить земельные участки для коммерческого освоения и строительства жилья. Сюда входит подготовка архитектурного проекта и расчет затрат на прокладку коммуникаций. Власти, в свою очередь, выставляют их на аукцион. А победителям аукциона предоставляется проектная документация на строительство домов серии С220 и С222. При этом стоимость франшизы составит всего лишь 5% от стоимости строительно-монтажных работ. Более того, корпорация по договоренности с собственниками предприятий может установить и наладить линию по изготовлению сборного железобетона собственной серии. Иными словами, фактически произвести модернизацию заводов по производству строительных материалов. Кроме того, покупатель франшизы может приобрести или взять в лизинг оборудование, необходимое для производства изделий серии. Возможна поставка техники и с отсрочкой платежа».

Регионы выбирают франшизу

Вскоре анализ ситуации на отечественном рынке жилищного строительства, проведенный корпорацией, показал, что франчайзинговые технологии могут стать эффективным инструментом для работы в регионах. В короткие сроки «СХолдинг» разработал финансовую схему взаимоотношений с местными властями, администрацией и успел апробировать ее на практике. Корпорация пошла по пути создания собственных предприятий, а иные доукомплектовала оборудованием, позволяющим увеличивать объем выпуска продукции. Регионы сразу привлекла серия федерального значения С220.

Поскольку у домов этой серии отсутствуют наружные стеновые панели, на железобетонном производстве требуется гораздо меньше людей и занимает оно меньше площади, нежели при изготовлении панелей устаревших, «классических» серий, поясняет руководитель корпорации «СХолдинг» Игорь Романов. Конструктивно стены полностью исключают промерзание, гарантированы от трещин. Одновременно компания предлагает разные архитектурные решения, поскольку серия С220 представляет собой уникальный набор из 36 блок-секций. Кроме того, заказчик может выбрать любой «костюм» для дома: навесные фасады, облицовку кирпичом или штукатуркой. Серия предполагает возведение домов от 5 до 17 этажей. При этом все конструкции зданий любой этажности производится на одном и том же оборудовании.

Что привлекает заказчика, так это еще и сроки возведения домов серии С220, которые в разы короче строительства «классических» зданий. По утверждению Игоря Романова, за полгода – год можно ввести в эксплуатацию 10-этажный муниципальный дом.

В состав предлагаемой корпорацией «СХолдинг» франшизы входит еще технология применения кассетных машин при производстве панелей. Она обеспечивает существенное снижение трудозатрат по сравнению с поточными линиями традиционных ДСК. Кассетная машина – это формировочная машина для производства перекрытий и внутренних стеновых панелей. Если в поточной линии для производства каждую панель устанавливается свой блок оснастки, то тут изготовление форм вообще не требуется: на типовой установке выставляется арматура и заливается бетоном. Сами кассеты устроены как гармошки.

Каждому заказчику СХолдинг предлагает любую схему. Можно построить и запустить новый завод по производству изделий серий С222 и С220 в чистом поле, можно поставить в действующий цех только кассетные машины.

Сегодня помимо Москвы, по словам генерального директора Игоря Романова, компания развивает франчайзинговую сеть в Санкт-Петербурге, Ярославле, Саратове, Тамбове, Пскове и ведет переговоры еще с десятью регионами. Заметна активизация корпорации и за рубежом – в Украине она работает в Харькове, Одессе и Киеве.

Искусство в сопернике видеть союзника

Весь ход событий на строительном рынке последних трех лет показывает, что потенциальные соперники компании «СХолдинг» попросту не были готовы к такому мощному прорыву на франчайзинговом фронте. Некоторые до сих пор читают, что проще складывать кирпичи, чем думать. Поэтому приверженность таких компаний к патриархальной уже философии «складывания кирпичей» теперь грозит им быть отброшенными в гонке за заказчиком на десятилетия. «Пока мы не чувствуем конкуренции. Жаль. Нам выгодно, чтобы в нише франчайзинга появлялись все новые и новые компании. Тогда будет с чем сравнивать. Но мы в своем продукте уверены. Уже сегодня «СХолдинг» своими сериями опережает своих потенциальных конкурентов лет на 5».

Новое дело всегда сопряжено с рисками. Это данность. И S.Holding рискует. Рискует, правда, твердо веря в себя. «У нас был серьезный конфликт по защите авторских прав, но справедливости ради, следует отметить, - говорит Игорь Романов, - что судебные процессы дали большой опыт и судопроизводству, и нашему противнику, и нам. Теперь мы имеем большой опыт и на 20 шагов впереди всех в деле защиты авторских прав.».

Видимо, сложности, которые возникают на пути франчайзинга к строительному рынку, и пугают в основном остальные компании, которые явно на сегодняшний день заняли выжидательную позицию.

В ходе судебных разбирательств корпорация осуществила еще один стратегически важный проект – создала в своей структуре юридическое агентство «СПАРТА», которое, по словам Игоря Романова, будет заниматься защитой авторских прав, в первую очередь, корпорации «СХолдинг», а также защитой интеллектуальной собственности всех, ущемленных в этом вопросе. Кроме того, сделан прорыв и в области защиты прав иностранных инвесторов, технологии которых так нужны в период реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». «До создания Агентства по защите авторских прав «СПАРТА», - подчеркнул генеральный директор Игорь Романов, - мы вели переговоры и с немцами о строительстве мини-завода по созданию новых видов опалубки, и с французами, встречались с итальянцами и испанцами по вопросам производства новых кассет. Однако все иностранные инвесторы опасались российского рынка именно своим отсутствием юридической защиты их прав. Теперь ситуация, резко изменилась».

«Золотой ключик» к Нацпроекту

По мнению экспертов, франчайзинговая стратегия корпорации «СХолдинг» может стать эффективным инструментом реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», увеличив объемы строительства в стране в 60 раз. Ведь тиражирование технологий позволит, считает Игорь Романов, регионам быстро и недорого перейти от точечной застройки к комплексному муниципальному жилищному строительству. Немаловажно и то, что внедрение франчайзинговых проектов не требует дополнительных бюджетных расходов.

Благодаря франчайзингу региональные строительные компании смогут расширить свой бизнес, повысить качество строительства и свою конкурентоспособность. «Это очень перспективная технология для развития регионов», - уверен министр по строительству и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Федотов. Именно в Саратове, разработан проект планировки микрорйона «Солнечный 2» - 1,6 млн. кв. м (серия 220) и проект планировки центральной части города, общей площадью - 0,8 млн. кв. м

Корпорация «СХолдинг» на удивление точно нашла именно то время и именно то место, появившись на старте национального проекта на российском строительном рынке. Попав одним выстрелом в «десятку» она, обладая внушительным опытом работы в строительной индустрии, готова делиться своими знаниями и технологиями. Сегодня компания уже работает над созданием новой серии домов С300 с высотностью свыше 25 этажей. Ожидается, что появление на рынке нового продукта станет качественным прорывом в муниципальном домостроении. Поэтому понятна сегодня уверенность генерального директора корпорации «СХолдинг» Игоря Романова в том, что «повсеместное распространение франчайзинга сделает наш строительный рынок высоко технологичным, что и требует от нас сейчас национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Алексей Александров

Наша справка:

Корпорация «СХолдинг» создана в 1999 году. В 2001 году выиграла тендер на право строительства в районе Северное Бутово около 140 тыс. кв. м жилья. На сегодняшний день корпорацией S.Holding построено в общей сложности около 500 тыс. кв. метров жилья. В состав Корпорации «СХолдинг» входят подрядная организация «СОЭКОН», агетство «С-Риэлти», эксплуатационная компания «Солярис», завод «Ярбетон», проектный институт Руспроект, юридическое агентство «СПАРТА» и другие фирмы.

По данным экспертов, на франчайзинговые предприятия в США приходится около 42% розничного оборота, в Европе – 30%. В России это цифра ничтожно мала – не более 5%.

На территории РФ, поданным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), действует около 230 франчайзинговых компаний. Более ста из них работает в сфере розничной торговли, примерно 50 – в области общественного питания. Компаний, связанных с рынком недвижимости, в этом списке не более десяти – это риэлторы и фирмы, занимающиеся производством стройматериалов или ремонтом.

Корпорация «СХолдинг» – первая девелоперская компания в России, решившая развиваться по франчайзингу.

Наша справка:

Агентство по защите авторских прав «СПАРТА» создана в июне 2007 года. Стратегическая задача - формирование цивилизованных правил игры в области интеллектуальной собственности. Агентство готово защищать авторские права изобретателей, обладателей патентов, а также архитекторов, проектировщиков, технологов в России и за рубежом.

Основным отличием компании по защите авторских прав "СПАРТА" от большинства адвокатских бюро станет создание банка архитектурных проектов, градостроительных решений, строительных технологий советских, российских и зарубежных авторов с целью их тиражирования. Компания уже получила право от корпорации S.Holding на распространение серий С100, С222, С220, С300. Только при тиражировании этих авторских прав агентство «СПАРТА» рассчитывает обеспечить доход до1,5 млрд долларов. Одновременно от «Scorpio – Group» агентство «СПАРТА» получило право на защиту и тиражирование 300 патентов на производство пищевых ароматизаторов, от Группы «Дана» (Украина) - право на защиту и тиражирование авторских прав и патентов в области металлообработки.

Кроме того, "СПАРТА" будет осуществлять помощь игрокам рынка при внедрении ноу-хау, изобретений, патентов, а также в подготовке аналитических отчетов по проблемам интеллектуальной собственности.